Редукторные мосты или мосты с колесными редукторами – заслуга военных. Их часто так и называют: «военные» мосты. В недавнем прошлом достаточно редкое решение для УАЗ 469 сегодня доступно всем желающим и набирает популярность среди знатоков внедорожной техники. Да и по стоимости военный мост отличается от обычного гражданского не значительно.
Но, чтобы не быть голословными, сравним два автомобиля: UAZ 31514-012 и UAZ 31514-032. Сравниваемые машины в самой простой комплектации и никакой внешней навески.
Первое, что видно невооруженным взглядом: автомобиль с редукторным мостом выше гражданского. Замеры показывают, что разница составляет 55 мм.
Теперь проверим и сравним, как изменится давление в шинах и дорожный просвет при полной загрузке автомобилей (так, как указано в инструкции).
Разница у автомобилей с "колхозными" и "военными" мостами оказалась немного меньше, чем в документации.
Покрышки на обеих машинах у нас не столь "злобные" - Я-245-1. Они по наружному диаметру на 14 мм меньше, чем более подходящие здесь Я-192.
Итог: от заявленного преимущества в 80 мм при проверке осталось всего 65-70 мм.
Разница незначительная. Но не будем останавливаться на этом. Сравниваем дальше.
Как оба автомобиля держат дорогу. УАЗ с «военными» мостами едет порезвее. Это объясняется повышенным передаточным числом (5,38 против 4,63). А потому тяговитый, хотя и не слишком мощный мотор, позволяет на прямой передаче ехать уже с 30 км/ч, в то время как УАЗ с обычными мостами тянет только с 40. Максимальная скорость автомобилей почти одинакова – чуть больше 100 км/ч.
Но при этом УАЗ с «военными» мостами хуже держит дорогу и тормозит. Посредственная управляемость тоже вполне понятна: с колесными редукторами положительное плечо обкатки больше. Это же вызывает склонность к рысканью по дороге при торможении.
УАЗ на колхозных мостах и УАЗ на военных мостах, слева-направо
Эту проверку мы проводили на хорошей дороге. Однако чем хуже дорога, тем больше плюсов начинает выявляться. Когда начались глубокие колеи, настало время включить ступицы.
На первом этапе оба автомобиля показали себя одинаково и с легкостью преодолели участок, где легковушкам не стоило даже пытаться. Теперь настало время пробраться через глубокую лужу с колеёй, оставленной трактором. Но и это препятствие оба УАЗа преодолели почти одинаково. Хотя «военный» УАЗ проехал чуть более уверенно и подножки замочил меньше. Песок и глинистые колеи, а также подъемы, спуски и канавы автомобили преодолевали без особых различий.
Они стали заметны, когда автомобили начали преодолевать разъезженную тракторами грунтовую дорогу. УАЗ с обычными «колхозными» мостами с рёвом и пробуксовками выбрался на твёрдый участок дороги, тогда как «военный» это препятствие преодолел почти не напрягаясь и без пробуксовок.
Значит разница всё-таки есть!
Теперь нужно проверить автомобили в более экстремальных условиях: нужно их «посадить». Подходящее местечко нашлось неподалеку. Человек здесь увяз так, что вытаскивать его обувку пришлось с помощью лопаты.
Итак всё готово. «Спасать» машины, если понадобится, будем трактором МТЗ. Тросы готовы. Можно начинать.
Сначала пускаем «колхозный» УАЗ. Даже лёжа на брюхе, он всё ещё ползёт. Сдаёт назад и продолжает ползти. Но предел настал. Пора подключать «спасателя». Итог: пройден 61 метр.
Теперь настала очередь «военного» УАЗа. И он справился с этой задачей куда проще, чем его «гражданский сородич». Преодолеть полторы сотни метров ему оказалось гораздо проще. И он сам справился с поставленной задачей. Привлекать «спасателей» не пришлось вовсе!
Итак: в этой «схватке» убедительную победу одержали «военные» редукторные мосты!
Осталась ещё одна часть эксперимента: горки! Первый подъем - 10%, четвертая передача, скорость входа 80 км/ч.
«Гражданский» взобрался на эту гору с трудом, тогда как «военный» лишь сбавил до 65 км/ч
То же со скорости 70 км/ч. Тут у УАЗа с обычными мостами шансы есть только на третьей передаче.
И, чтобы развеять все сомнения "военный" УАЗ выполнил подъем 50%. Причём сделал он это без разгона и даже без включения пониженной передачи!
«Гражданскому» такие трюки не «по зубам», - на мокрой поверхности сползать с середины может быть опасно. Здесь вариант – только на пониженной передаче.
Теперь сравним расход топлива.
"Короткая" пара в редукторных мостах, а также дополнительные шестерни и подшипники дают на шоссе дополнительно в среднем литр-полтора, хотя, например, при 60 км/ч разницы уже не будет практически никакой, а при 40 км/ч на прямой передаче машина с "военными" мостами будет даже экономичнее.
Итак, подведём общий итог.
УАЗ – автомобиль для бездорожья. Соответственно и достоинства свои он должен показывать там, где кончаются дороги. И иногда даже маленькое преимущество в проходимости может оказаться решающим. Гораздо лучше проехать через любое препятствие, чем прибегать к помощи лопаты, домкрата и других устройств.
Выбор здесь очевиден: то небольшое отличие, те самые 65-70 мм разницы в дорожном просвете, дают явное преимущество «военных» мостов перед «гражданскими».
Далеко не многие занимаются серьёзной переделкой УАЗа для повышения проходимости, хотя простота конструкции позволяет делать с ним всё, что угодно.
Если речь идет об эксплуатации "околосерийной" машины, конструкция редукторных мостов требует больше внимания (чего стоит проверить уровень масла в шести картерах зубчатых передач вместо двух), но при должном уходе и отсутствии заводского брака они проживут не меньше, а то и больше простых. Свернуть полуось или ШРУС в "военных" мостах практически невозможно, но уж если это случится, починить будет куда труднее.
Учитывая специфику эксплуатации УАЗов, мосты с колесными редукторами придутся по душе и окажутся полезным подспорьем многим поклонникам езды по бездорожью.